Литература

И.С. Шмелев

Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991. С. 135–195.

Творчество И. Шмелева представлено в связи с православным восприятием мира.

Кормилов С.И. «Самая страшная книга» (Соотношение изобразительного и выразительного в «эпопее» Ивана Шмелева «Солнце мертвых») // Русская словесность. 1995. № 1. С. 21–30.

Пристальный филологический анализ документально — художественного произведения И.С. Шмелева.

Михайлов О. Поэма о старой Москве. Иван Шмелев и его «Лето Господне» // Шмелев И. Лето Господне. М., 1988. С. 3–16.

Краткие сведения о судьбе И. Шмелева.

Скачков И.В. Вечный свет вещего слова // Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994. С. 3–31.

В статье рассмотрены богословские мотивы творчества И. Шмелева, сделан акцент на «Лете Господнем», «Богомолье», «Куликовом Поле», «Старом Валааме».

Смирнова М. Иван Сергеевич Шмелев. Молитвы о России // Шмелев И. Солнце мертвых. М., 1991. С. 179–206.

Очерк жизни и творчества И. Шмелева с широким привлечением западных публикаций.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920–х годов. М., 1991. С. 117–123.

Описание литературной судьбы И. Шмелева с 1890–х годов до смерти писателя.

Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

Книга американской исследовательницы — первая монография об И. Шмелеве, основанная на архивных документах, мемуарах, статьях западной периодики.

С.А. Есенин

Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

Компактный анализ поэтики Есенина, в частности образной системы, соотношения традиционализма и новаторства, жанров, форм стиха.

Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

В монографии описан творческий путь С. Есенина в сопоставлении с современной и классической русской литературой, уделено внимание философским и эстетическим аспектам творчества.

Солнцева Н.М. Сергей Есенин. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1997.

Исследованы мировоззренческие поиски поэта, особенности его христианских убеждений; прослежена творческая судьба поэта, его эстетические ориентации; рассмотрены связи есенинского творчества с творчеством русских классиков.

Солнцева Н.М. Китежский павлин. Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992. С. 127–281.

Философские и эстетические искания С. Есенина рассмотрены в контексте творчества крестьянских писателей С. Клычкова, Н. Клюева, А. Ганина, А. Ширяевца) и др. Уделено внимание проблемам: Есенин и имажинизм, Есенин и революция, Есенин и «Скифы», поздняя лирика и др.

Шубникова — Гусева Н.И. Сергей Есенин в стихах и жизни // Сергей Есенин в стихах и жизни. Стихотворения 1910–1925. М., 1995. С. 3–26.

Статья представляет эволюцию творчества поэта; рассмотрены вопросы об отношении его к революции; проблемы «есенинского мифа» — соотношения лирического героя и поэта, его «театрализации жизни».

В.В. Маяковский

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

Хотя книга посвящена преимущественно поэзии раннего Маяковского, в ней содержатся обширные выходы в его творчество 1920–х годов, дается во многом новое прочтение его стихов и поэм, анализ поэтики. Значительное место в книге занимает проблема связей Маяковского с традициями русской и мировой культуры.

Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974. С. 372–468.

Детальная характеристика вольного и акцентного стиха Маяковского в сравнении со стихом его современников.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

В книге решительно опровергаются привычные представления о поэте, в творчестве и духовном облике которого автором многое не принимается. Книга написана увлекательно, темпераментно, однако есть смысл ознакомиться и с доводами ее критиков Ал. Михайлова (Маяковский: кто он? // Театр. 1989. № 12) и В. Ковского (Желтая кофта Юрия Карабчиевского: Заметки на полях одной книги // Вопросы литературы. 1990. № 3).

В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.

Свод воспоминаний о жизни поэта от ранних лет до момента трагического ее завершения. Среди авторов книги — известные деятели русского искусства: С. Эйзенштейн, Вс. Мейерхольд, Д. Шостакович, Н. Асеев и др.

Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Маяковского. М., 1993.

Книга представляет собой документально — художественное повествование о жизни Маяковского на фоне революционных событий в России. В ней использованы ранее неизвестные материалы, проливающие свет на загадку необычной любви и смерти поэта, приведено немало фактов из литературной жизни первой трети XX века.

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

Книга посвящена вопросам поэтики, культуры стиха Маяковского, ее преемственной связи с классической традицией, с поэзией и искусством его современников, в частности, с авангардной живописью начала века.