Рекомендуемая литература. Общие труды

Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13 т. М., 1954.

Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.

Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

Добролюбов НА. Собр. соч. в 9 т. М.; Л., 1961—1964.

История русской литературы. В 3 т. Т. 3. М., 1964.

История русской литературы. В 4 т. Т. 3—4. Л., 1982.

История русской литературы XIX века (вторая половина). М., 1991.

История русской литературы XIX века. В 3 т. М., 2003.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70—90-е годы. М., 1983.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70—90-е годы. М., 2004.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.

Лотман Л.М. Русская историко-филологическая наука и художественная литература второй половины XIX века (взаимодействие и развитие). «Русская литература», 1996, № 1.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1993.

Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX века). «Известия РАН. Серия литературы и языка», 1982. № 1.

Макеев М. Спор о человеке в русской литературе 60—70-х гг. XIX века. Литературный персонаж как познавательная модель человека. М., 1999.

Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. М., 1957.

Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. В 2 т. М., 1997.

Писарев Д.И. Сочинения. Т. 1—4. М., 1955—1956.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века (1840— 1860-е годы). М., 1981.

Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л., 1973.

Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь. Т. 1—4. М., 1989—1999 (издание не завершено).

Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 т. М., 1990.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., 1976.

Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929.

Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. М., 1965.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1982.

Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977.

Энгелъгардт Н.А. История русской литературы XIX столетия. В 2 т. СПб., 1902—1903.


***


1. Баллада Жуковского «Людмила» как первая русская романтическая баллада.

2. Лирический герой поэзии К.Н. Батюшкова.

3. Думы К.Ф. Рылеева. Проблемы декабристского историзма.

4. Структура романтического конфликта в «южных» поэмах A.C. Пушкина.

5. Жанровое своеобразие трагедии A.C. Пушкина «Борис Годунов».

6. «Евгений Онегин» A.C. Пушкина как «свободный роман».

7. Экспериментально-полемический характер «Повестей Белкина» A.C. Пушкина.

8. Лирика A.C. Пушкина 30-х годов. Философская проблематика. Жанрово-стилевое своеобразие.

9. Тема поэта и поэзии в лирике A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

10. Типология жанра романтической поэмы в русской и западноевропейской литературе («восточные» поэмы Байрона и «южные» поэмы A.C. Пушкина).

11. Типология жанра фантастической повести в русском и западноевропейском романтизме. Сопоставительный анализ повестей «Золотой горшок» Э.Т.А. Гофмана и «Сильфида» B.Ф. Одоевского.

12. Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; традиции и новаторство.

13. Структура романтического конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

14. Проблематика и жанрово-стилевое своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

15. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» Н.В. Гоголя: проблемы прозаического цикла.

16. Своеобразие петербургского мифа в Петербургских повестях Н.В. Гоголя.

17. Жанрово-стилевое своеобразие и поэтика комического в комедиях Н.В. Гоголя.

18. Религиозно-нравственная проблематика и жанрово-стилевое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

19. Философско-антропологическая проблематика и «поэзия мысли» в романе А.И. Герцена «Кто виноват?»

20. «Новые люди» в романах Н.Г. Чернышевского, И.С. Тургенева и «антинигилистических романах 60-х годов. Социально-политический и религиозно-нравственный план образов.

21. Художественное выражение философского, социального и религиозно-нравственного конфликтов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

22. Художественная специфика «поздних» романов И.С. Тургенева «Дым» и «Новь».

23. Поэтика «таинственных повестей» «позднего» И.С. Тургенева.

24. Публицистические и «маргинальные» художественные жанры в творчестве И.С. Тургенева.

25. Проблематика и поэтика романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы».

26. Поэма H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: социально-историческая и религиозно-нравственная проблематика, жанровое своеобразие и композиция.

27. Фольклорные, христианско-мифологические и собственно литературные мотивы в художественной структуре поэмы H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

28. Новаторство Некрасова-лирика.

29. Своеобразие драматического конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

30. Художественное своеобразие пьес А.Н. Островского 80-х годов.

31. Проблематика и поэтика цикла «Праведники» Н.С. Лескова.

32. Особенности повествовательной структуры произведений Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша»).

33. Лики национального характера в произведениях Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Однодум», «Леди Макбет Мценского уезда», «Железная воля» и др.).

34. Жанровое своеобразие «Войны и мира» Л.Н. Толстого.

35. Художественное воплощение философско-экзистенциальной темы смерти в творчестве Л.Н. Толстого. («Три смерти», «Смерть Ивана Ильича», «Живой труп» и др.).

36. Жанрово-стилевое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

37. «Pro и contra» в идейно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

38. Экзистенциальный план содержания и «чеховская» поэтика в повестях и рассказах А.П. Чехова конца 80—90-х годов.

39. Специфика драматического конфликта комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».


***


1. Мотив воспоминания в лирике Пушкина.

2. Литературные реминисценции в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

3. Образ Москвы (Петербурга) в творчестве Пушкина и Лермонтова.

4. Знаковость имен персонажей и символические топосы в творчестве Гоголя.

5. Поэтика абсурда в «петербургских повестях» Гоголя.

6. Тема ревизора в творчестве Гоголя, Вельтмана, Квитки-Основьяненко.

7. Жанр идиллии в творчестве Дельвига, Языкова, Вяземского, Гнедича.

8. Своеобразие трагического конфликта в трагедиях «Борис Годунов» A.C. Пушкина и «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова.

9. Эволюция жанра элегии. (Сравнительная характеристика «Цветка» Жуковского и «Цветка» Пушкина.)

10. Литературная сатира «арзамасцев».

11. Роль литературных реминисценций в «маленьких трагедиях» Пушкина.

12. Гоголь как возможный прототип некоторых персонажей картины А. Иванова «Явление Христа народу»; к вопросу о религиозно-этическом генезисе замысла «Мертвых душ».

13. Поэтика повести А.К. Толстого «Упырь»: фантастическое, психологическое, травестийное.

14. Типология мечтателя в прозе раннего Достоевского.

15. Типология двойничества в прозе Достоевского.

16. Образ Кириллова в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»: социально-психологические и философские проекции.

17. Богоборчество и его преодоление в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

18. Трансформация темы маленького человека в творчестве Н.С. Лескова.

19. Художественное единство цикла Н.С. Лескова «Праведники».

20. Художественная природа анекдотизма в поэтике Н.С. Лескова.

21. Исповедальный пафос как составляющая поэтики Н.С. Лескова.

22. Мифопоэтика «Несмертельного Голована» Н.С. Лескова: языческое и христианское.

23. Повествовательная композиция в повестях и рассказах цикла Н.С. Лескова «Праведники».

24. Образ ребенка и концепция детства в творчестве Достоевского, Толстого, Чехова.

25. Оппозиция смысла и бессмыслицы в повестях Чехова «Скучная история» и др.

26. Тема искусства в рассказах Чехова.

27. Ориентиры «настоящей правды» в повестях и рассказах Чехова.

28. Тема будущего в творчестве позднего Чехова.

29. Художественная функция эпиграфов (Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Достоевский).

30. Семантика имени в русской литературе XIX в. (Например: Татьяна, Лиза, Софья, Светлана).

31. Роль художественной детали.

32. Литературная пародия (по выбору).

33. Эволюция жанра элегии.


***


1. «Московский текст» в комедии A.C. Грибоедова и в литературе грибоедовской поры.

2. Легендарный образ Крылова в светском анекдоте пушкинской поры.

3. Проблема фольклорных источников литературных сказок Пушкина.

4. Образ автора в поэме A.C. Пушкина «Руслан и Людмила» ив романе «Евгений Онегин».

5. Традиция «барковианы» в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

6. Проблема «каменноостровского цикла» в лирике Пушкина.

7. Традиции жанра «готической» новеллы в повести Пушкина «Пиковая дама».

8. «Станционный смотритель» Пушкина и традиция сентиментальной повести.

9. «Повести Белкина» Пушкина и традиция массовой литературы.

10. Александр Анфимович Орлов как возможный прототип писателя-дилетанта Ивана Петровича Белкина.

11. Библейский текст в романе A.C. Пушкина «Капитанская дочка»: цитаты, реминисценции, «скрытые» сюжеты.

12. Место народной демонологии в идейной структуре цикла Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

13. Поэтика комического в «маленьких комедиях» Н.В. Гоголя.

14. Тип Хлестакова в характерологии комических персонажей Н.В. Гоголя.

15. Поэтика художественного пространства поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

16. Тема Новгорода и новгородской вольницы в поэме М.Ю. Лермонтова «Последний сын вольности»: к проблеме «Лермонтов и декабристы».

17. «Русская» рецепция лирического героя Байрона в поэзии Лермонтова.

18. Традиции западноевропейской романтической «драмы рока» в «Маскараде» Лермонтова.

19. Социокультурный генезис концепции судьбы в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

20. Лермонтовские мотивы и образы в повести Б. Пильняка «Штосс в жизнь».

21. Природные циклы в «онтологической» поэтике русских романов XIX в. (А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой).

22. Проблема художественного мира поэзии А. К. Толстого.

23. Антропологическая и онтологическая проблематика повестей и рассказов А.И. Герцена 40-х годов.

24. Образы искусств и проблема красоты в романах И.С. Тургенева 50-х годов.

25. Пушкинские реминисценции в повестях Тургенева.

26. Сюжетная ситуация «русский человек на rendez-vous» в творчестве Тургенева, Гончарова, Чехова.

27. Тема «дворянских гнезд» в творчестве Л.Н. Толстого иМ.Е. Салтыкова-Щедрина.

28. Историческое и мифологическое в конструктивно-содержательном строе «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

29. Концепция детства в творчестве Л.Н. Толстого.

30. Поэтика эпиграфа в творчестве Л.Н. Толстого.

31. Символика вещного мира в произведениях И.А. Гончарова.

32. Образ дома в творчестве А.П. Чехова.

33. Драматургия А.П. Чехова и поэтика эпического театра.

34. Художественная функция сна в романах Н. Г. Чернышевского.

35. Роль музыкальной метафоры в творчестве Гончарова и Тургенева.

36. Пушкинские реминисценции в творчестве И.А. Гончарова.

37. Образ русской зимы и мотив «белого снега» в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

38. Игровое сознание и поэтика игры в художественной миромодели романа Ф.М. Достоевского «Игрок».

39. Тип христианского праведника в творчестве Ф.М. Достоевского.

40. «Ницшеанцы до Ницше» в образной системе романов Ф.М. Достоевского (Раскольников, Кириллов, Иван Карамазов).

Темы дипломных сочинений

41. Художественная теодицея Достоевского («Преступление и наказание », « Братья Карамазовы »).

42. Конструктивно-содержательные функции легенды о Великом инквизиторе в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

43. «Московский миф» в русской литературе XIX в.: поэтологические константы и факультативные составляющие.

44. «Провинциальный текст» в русской прозе 1860— 1870-х годов.

45. Художественный топос «город над рекой» в пьесах А.Н. Островского.

46. «Память жанра» идиллии в русской реалистической прозе XIX в.

47. Утопия и антиутопия в русской прозе XIX в.

48. «Маленький человек»: эволюция и «смерть» типа в русской прозе XIX в.

49. Житийные традиции в творчестве Н.С. Лескова.

50. «Итальянские» новеллы в творчестве Д.С. Мережковского рубежа XIX—XX веков. Проблематика и поэтика.

51. Поэзия Н. Минского и проблема возрождения «риторического стиля» в поэзии русского декаданса 1880— 1890-х годов.