Тенденции развития детской литературы в XIX веке


XIX век занимает особое место в истории русской литературы: это время её высочайшего взлёта, время зарождения новых литературных направлений, появления ярких имён и создания фундаментальных произведений. В основе же всех литературных процессов XIX века лежит новый взгляд на человека, новое понимание его природы.

Тенденции развития детской литературы в XIX веке

Человек отныне рассматривается не просто как разумное существо, но как многогранная личность. Он не только способен к осмыслению того, что происходит в окружающем мире, он также чувствует, переживает, действует, то есть осваивает реальность не только лишь с помощью разума.

Впервые в это время предметом художественного изображения в литературе становится сфера чувств, впервые жизнь человека осознаётся в связи с жизнью общества. Новые подходы к пониманию человеческой личности нашли своё отражение и в литературе, адресованной детям. "Становление детской литературы как художественного явления, - пишет Л. В. Долженко, - приходится на первую половину XIX века и связано с признанием того, что в психологии ребёнка преобладает эмоциональная сфера". Поэтому детская литература ставит перед собой новые задачи: отныне она обращается не только к разуму маленького читателя, но и к его чувствам.

Меняется само представление о читателе, он рассматривается уже не только как объект воспитания, но и как формирующаяся личность, а потому открытое поучение постепенно отходит на второй план. Начинается осмысление особенностей детской психологии, предпринимаются попытки понять, как ребёнок познаёт мир, каков круг его интересов, что близко его сердцу и способно вызвать сочувствие, а что, напротив, вызывает протест и неприятие.

Неудивительно, что создатели первых по-настоящему художественных произведений для детей обращаются к устному народному творчеству, произведения которого начинают собирать и серьёзно изучать именно в XIX в. Мы уже отмечали, насколько тематика и поэтика народных сказок отвечает особенностям детского сознания. Не случайно огромным успехом у маленьких читателей пользовалась сказка П. П. Ершова "Конёк-горбунок" (1834 г.).

Это яркий пример литературной импровизации на фольклорные темы: знакомый сюжет подан в новой, стихотворной форме, пересказан живым образным языком. И герои, и композиция, и поэтика - всё это восходит к народным сказкам об удачливом Иванушке-дурачке и его чудесных помощниках. В то же время и сюжет, и образы главных героев переосмыслены, сказка наполнена живым юмором, и, развлекая своего читателя, одновременно формирует представление об этических нормах. Однако для этого используется не прямое назидание, а более тонкие способы: отрицательные персонажи изображаются иронически, образы положительных героев вызывают сочувствие.

В 30-е годы XIX века выходят в свет и сказки А. С. Пушкина, ставшие позже классикой жанра литературной сказки, тогда же великий поэт формулирует знаменитое "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!".

В середине XIX в. намечается ещё одна тенденция развития детской литературы: её героями становятся сами дети, а писатели обращаются к осмыслению внутренней жизни маленького человека и утверждают самоценность личности ребёнка. Впервые тема детства звучит по-новому в одноимённой повести Л. Н. Толстого, а её исследование продолжает С. Т. Аксаков в повести "Детские годы Багрова-внука". В целом детская литература в XIX в. развивается параллельно с развитием представлений о личности ребёнка и его психологии, и к концу века она окончательно оформляется как самостоятельное явление, обладающее уникальной художественной и культурной ценностью.

Валерия Здир

Другие новости по теме:


 
Дата: 2 апреля 2014 | Просмотров: 3437  Версия для печати



Copyright © 2004-2014 SoftNews Media Group All Rights Reserved.
Powered by DataLife Engine © 2014