Библиотеки Средневековой Руси


Развитие письменности и распространение грамотности на Руси тесно связаны с принятием христианства. К XI веку Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. В течение многих веков хранителями и распространителями книжной культуры были русские православные монастыри. Строились они в основном из камня, их значение предопределяло и их архитектуру — крепкие крепостные стены, за которыми находились величественные соборы и бытовые постройки.

Библиотеки Средневековой Руси
Саввина книга. Евангелие балканского происхождения, одна из древнейших в мире книг, написанных кириллицей.

В монастырях хранились самые ценные реликвии — иконы, мощи святых и, конечно, книги. На протяжении веков русские земли часто преследовали стихийные бедствия — пожары. Монументальные каменные монастырские здания помогали спасти книги и святыни от них.

В монастырях книги не только хранились, но и «рождались», благодаря чему там создавались библиотеки. Расцвет книжного дела на Руси начался при князе Ярославе Мудром (княжил в 1019—1054 гг.), который прославился своей просветительской деятельностью. При нем в Киеве в Софийском соборе в 1037 году была создана первая библиотека и скрипторий (мастерская, где переписывались книги). Эта библиотека служила центральным книгохранилищем, государственным архивом и складом. Ее фонд включал наиболее полное для тех времен собрание рукописных книг. При Софийском соборе была создана школа для обучения детей чтению и письму, поэтому часть книг библиотеки представляли собой первые учебные пособия.

Другой древнейшей русской библиотекой была библиотека в Великом Новгороде. В ней собирались и хранились самые древние «исправные списки», по образцу которых писались, или переписывались для других библиотек богослужебные книги. Большую роль в распространении грамотности и образования в Киевском государстве сыграл Печорский монастырь. В нем находилось самое богатое хранилище документов того времени. Некоторые из членов монастырской братии имели значительные личные собрания книг, слыли страстными книжниками. Например, инок Григорий не имел никакого другого имущества, кроме книг, которые он собирал всю свою жизнь. Сохранился рассказ о том, что Григория пытались обокрасть, но он изловил похитителей, наказывать же не стал — отпустил по домам.

В монастыре велась и переписка книг. Монахи использовали их при богослужении, в литературной работе, для просветительских целей и личного (келейного) чтения. В свободные от церковных служб дни, книгохранитель раздавал монахам книги для чтения, а вечером их собирал.

Само слово « библиотека » на Руси появился лишь в XVIII веке. До этого времени библиотеку называли «книгохранительницей». Говорили также «книгохранилище», «книгоположница», употребляли сочетание слов «книгохранительная казна» или «книжная казна».

Размеры и состав книжного фонда находился в прямой зависимости от экономического и общественного значения каждого монастыря и храма. В большинстве монастырей хранилось от 100 до 350 книг. Конечно, библиотеки создавались многие годы, даже столетия. Начальный фонд монастырской библиотеки складывался из небольшого количества книг, которые имели при себе первые поселенцы — монахи. Например, у Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, было всего две книги — Евангелие и Псалтырь. Они и положили начало собиранию книг в монастыре. К концу XV века в Троице-Сергиевом монастыре было около трехсот книг и двадцати молитвенников.

Состав книжного фонда большинства монастырей состоял из трех основных разделов: книги литургические для ведения служб, книги для обязательного коллективного чтения и книги для личного чтения, среди которых находились произведения светской литературы. Распространенными жанрами являлись Жития святых, природоведческие «Травники», медицинские «Лечебники», исторические сочинения. Они были широко доступны, раздавались прихожанам для «почитания, учения, списывания».

Как же пополнялись монастырские библиотеки? Одним из способов накопления фондов являлось копирование книг. Переписывались как ветхие, так и новые книги, взятые из других монастырей или у частных лиц. Постепенно между различными монастырями складывались устойчивые связи, способствующие развитию книжных фондов на основе обмена рукописями. До XIV века первое место по производству книг занимал Киево-Печерский монастырь, в мастерских которого одновременно работали несколько переписчиков. В течение нескольких веков переписывание книг было основным способом пополнения фондов монастырских библиотек.

Второй источник пополнения фондов — это пожертвования. Монахи, церковнослужители, князья и простые прихожане совершали в монастырь «свои вклады». Об этом свидетельствуют многочисленные записи в летописях и других памятниках древней письменности. Примером тому может служить деятельность князя Владимира Волынского, изложенная в Ипатьевской летописи. В ней перечислены книги, пожертвованные князем в разные монастыри и церкви.

Иногда вклад делался от имени семьи. Жертвовали книги гости монастырей, люди торговые и военные. Подаренные книги отмечались «вкладными подписями», которые наносились непосредственно на книгу. В книгохранительнице Соловецкого монастыря «вкладные подписи» имеются на 150 книгах, а библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря по подписям насчитывает 189 вкладчиков.

Часто люди несли дары, в том числе и книги, на церковный алтарь по случаю успешной торговли, рождения долгожданного сына или другого важного события в личной жизни. Немало книг поступало вместе с теми, кто принимал постриг.

Вклады книгами стали общественной традицией и были добровольными приношениями. Они существенно дополняли библиотечные фонды русских монастырей. Нередко в монастырь поступали одинаковые по тексту книги, но отличающиеся оформлением и переплетом. Монастыри выдавали книги из своих библиотек под залог, беря в обмен книгу равной ценности. Книгообмен существовал не только между русскими монастырями и храмами, обмен вели и с зарубежными библиотеками.

Книжные богатства часто переходили от одного монастыря к другому. В 1330 году московский князь Иван Калита заложил монастырь Спаса на Бору, одарив его вместе с другой утварью и книгами. В тот же монастырь из Даниловского монастыря были переданы рукописи XIII века.

Как же хранились книги, какие правила их использования существовали в то время в библиотеках? На первом этапе создания и развития библиотек систематизировать книги и хранить их было достаточно просто. В дальнейшем с увеличением книжного фонда стали задумываться и об особом устройстве библиотек. Появилась должность книгохранителя (библиотекаря в современном понимании), в обязанности которого входило составление описи книг. Первые описи представляли собой списки, куда вносили не только книги, но и все имущество монастыря или храма. Обязанности книгохранителя записывались в Уставе монастыря.

В XVI веке появляются рукописные наставления и инструкции, написанные специально для книгохранителя, в которых обращалось внимание на бережное отношение к книгам и рукописям. Книгохранителю вменялось обязанность изучать книжный фонд и читать книги для развития своей культуры. До наших дней сохранилось «Наставление книгохранителю Троице-Сергиева монастыря», в котором говорилось об ответственности за книгу и требовалось «…со всяким прилежанием книги блюсти».

Для хранения книг не требовалось специального оборудования, но решетки и замки присутствовали в тех местах, где хранились книги и другие ценности. Известны случаи устройства библиотеки, при которых попасть в нее можно было не прямо, а из какого-либо помещения, затрудненным путем — с подъемом по лестницам, с проходами в стенах и т.д. Например, в Троицкой церкви над входом в алтарь находились засекреченные помещения без окон, где и находилась библиотека. Чтобы попасть в нее, следовало подняться на колокольню, перешагнуть через решетку, пройти по гребню железной крыши, подняться на кровлю и от средней главы спуститься в круглое отверстие, приподняв потайной люк. Здесь посетителя ожидал доступ к каменному своду и новые три отверстия, ведущие в тайники с книгами.

В самом же помещении книги расставляли так, чтобы непосвященный в них запутался. Для хранения книг употреблялись «коробьи» (короба), «лари» и «сундуки». Позднее для хранения книг стали использовать вертикальные шкафы. Шкафной способ был более удобен, так как позволял легко доставать книгу с полки. Расставлялись книги в определенном порядке: на первое место помещали богословскую литературу, затем историческую, правовую и т.д. В особые группы выделяли «отреченные» или «ложные» книги, читать которые было строго запрещено.

Какие стадии проходила книги прежде, чем попасть в коробьи или на полку?

В древности книга, попавшая в хранилище, ничем не отличаясь от любой другой книги. Корешок книги обыкновенно оставался чистым, а все особые пометки книгохранители оставляли стороне верхней крышки переплета или на первом листе. Распространенным был и способ «надписывания» в конце книги. По этим надписям можно было проследить, как данная книга попала в библиотеку. Применялись иногда «скрепы».

Скрепа — это длинная фраза, переходящая с одной страницы на другую по всей книге. На каждой странице на полях, сбоку или у обреза писался всего один слог или одно слово фразы. Встречалась и краткая фраза скрепы, которая повторялась несколько раз подряд. Позже стали применяться наружные «ярлыки», наклеиваемые на корешке или крышке переплета.

«Пока существуют библиотеки — будут образованные люди и культура не прекратит своего существования», — так говорил академик Д.С.Лихачев. Роль древнерусских книгохранительниц в духовной и культурной жизни народа трудно переоценить. Они явились подлинными обителями мудрости, своего рода университетами, откуда вышли многие выдающиеся церковные деятели, где нашли приют писатели и историки.

Источник

Другие новости по теме:


 
Дата: 24 октября 2012 | Просмотров: 5289  Версия для печати



Copyright © 2004-2014 SoftNews Media Group All Rights Reserved.
Powered by DataLife Engine © 2014